Northern Sea Route — as the Development Path of Kamchatka. Арктическая линия Камчатки.

Северный Морской Путь – как дорога развития Камчатки

In the analytical article «Northern Sea Route — as the Development Path of Kamchatka», author researches the possible impact of the intensification of use of the Arctic logistics by Russian and foreign shipping companies on the socio-economic development of the region. The article describes the development of a concept for the National Arctic Transport Line by the State of the region and Kamchatka Development Corporation.

The article also gives the main characteristics of large-scale investment projects implemented on the peninsula, that provide development capacity for the Northern Sea Route.

A whole chapter of the article is devoted to the analysis of possible participation of China, South Korea, Japan, as well as the United States of America in the development of the Northern Sea Route and the growth of cargo volumes passing through the Russian Arctic.

Грузопоток по осени считают

Осень традиционная пора для пика новостей о Северном морском пути. И дело не только в том, что наступает время наибольшей активности на самой транспортной артерии. В сентябре в Арктике складывается наиболее благоприятная обстановка для судоходства. Ближе к зиме появится информация об объёмах перевезенных грузов по Севморпути. И хотя прирост окажется не таким большим, как прогнозировали аналитики в начале года, СМП поставит очередной исторический рекорд. По оценкам экспертов, грузооборот превысит показатель прошлого года в 20 миллионов тонн на 6 – 7 миллионов. Свой вклад, пока достаточно скромный, внесла в увеличение объёма перевозок Камчатка.

Первым рейсом из Петропавловска в Санкт-Петербург атомный лихтеровоз «Севморпуть» доставил 8 с половиной тысяч тонн камчатских морепродуктов. Как прогнозируется, судно совершит еще два «рыбных» рейса. Впрочем, учитывая некоторые реалии, к таким планам следует относиться с известной толикой сдержанности. В целом же, объёмы поставок дальневосточных морепродуктов по СМП в европейскую часть страны, согласно заявлению главы Росрыболовства Ильи Шестакова, к 2023 году должны достичь 100 тысяч тонн. Понятно, что их львиную долю составит камчатская продукция. Особенная ценность этих рейсов состоит в том, что они интенсифицируют грузопотоки по СМП в западном направлении. Сегодня львиная доля грузов идет на восток. Суда в Европу возвращаются незагруженными, что, естественно, повышает стоимость перевозок. Негативный тренд удастся преодолеть только с качественным ростом экономики Дальнего Востока и активным подключением к полярной логистике азиатских грузоотправителей, что, по мнению большинства аналитиков, является делом времени.

СМП – стратегическая тема восточных форумов

Но более, чем интенсификация движения и рост грузопотока по Северному морскому пути, на количество упоминаний в лентах мировых новостей о российской арктической транспортной артерии влияют факторы политические. Осень – время проведения Восточного экономического форума, для которого проблематика развития российской полярной логистики тема стратегическая. Не стал исключением и V, юбилейный, ВЭФ. В его рамках прошел международный общественный совет Севморпути. К числу программных заявлений, прозвучавших на нём, следует отнести слова руководителя «Росатома» – ведомства, наделенного правами инфраструктурного оператора СМП, Алексея Лихачева о внесенном ведомством в Правительство РФ плане развития полярной транспортной артерии до 2035 года. Он, по словам чиновника, может стать «стратегией развития всей Арктической зоны».

Каким бы авансированным заявление главы «Росатома» не казалось, с ним согласятся все, кто хоть немного знает Арктику. Стагнация Северного морского пути в 90-е годы прошлого века самым пагубным образом сказалась на жизни российского Заполярья, особенно в северо-восточной части страны. Часть поселков, как Проведения, менее, чем за год, из процветающих населенных пунктов превратились в зону полного запустения.  Другие поселки и вовсе, подобно Ушаковскому на острове Врангеля, после эвакуации жителей пришлось ликвидировать. И, наоборот, с активизацией судоходства на СМП жизнь в российскую Арктику начала возвращаться.

Зарубежные слагаемые развития СМП

Зарубежные члены Общественного совета, представлявшие десять азиатских и европейских стран, если судить по сообщениям прессы, в массе своей с острожным оптимизмом оценивают перспективы развития Северного морского пути и превращения его в международную транспортную линию интенсивного использования. Говоря о значительном потенциале СМП как кратчайшего пути из Европы в Азию, они, как правило, выставляют длинный список условий, при реализации которых возможности полярной логистики окажутся задействованными. Такая позиция хорошо знакома Корпорации развития Камчатки, которая за последние два – три года провела десятки переговоров по теме Северного морского пути с иностранными партнерами. Практически все они выражали тот самый «сдержанный оптимизм». Но при этом вот, что интересно: азиатские страны уже вкладывают средства в развитие портовой инфраструктуры, ориентированной в перспективе на обслуживание грузов, следующих по СМП.

Осенью прошлого года делегация губернаторства префектуры Хоккайдо в составе десяти человек знакомила КРКК с возможностями порта Томакомай, часть терминалов которого создана с перспективой обслуживания контейнеров, следующих в Россию и Европу по Северному морскому пути, в том числе, с перегрузкой на суда ледового класса в Петропавловске-Камчатском. Подобные планы также есть у корейских портовиков и грузоотправителей, что нашло подтверждение и на Восточном экономическом форуме-2019.

На полях V ВЭФ ведущая судоходная компания Sinokor Merchant Marine, научно-исследовательский институт морской техники KOMERI, представлявшие корейскую сторону, и дочерняя компания «Росатома» «Русатом Карго» заключили соглашение о сотрудничестве в развитии Северного морского транзитного коридора.

Китай, который на сегодняшний день является самым крупным иностранным пользователем СМП, более открыт в своих интересах к арктической логистике. Страна, окруженная незамерзающими морями, сформировала дорогостоящую программу строительства ледокольного флота. По заявлению официальных лиц КНР, Китай в следующем десятилетии готов через Арктику транспортировать от 5 до 15 процентов своей продукции, отгружаемой в Европу.

США, у которых сформировалась своя точка зрения использования Северного морского пути, противоречащая национальным интересам России, до сих пор не делали конструктивных заявлений о готовности участвовать в развитии СМП. Все их рассуждения на этот счет носили контрпродуктивный характер, подобно сделанному осенью прошлого года заявлению командующего Береговой охраной Соединенных Штатов адмирала Пола Цукунфта: «Подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода – по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся ото льда». Офицер такого уровня не может публично выражать собственную точку зрения, поэтому его слова приходится воспринимать, как официальную позицию Вашингтона.

Несколько иной взгляд демонстрировал побывавший недавно в Корпорации развития Камчатки почетный президент Морской биржи Аляски (МХАК) Пол Фуз. Представляемая им организация имеет некоммерческий статус. Занимается биржа «регулированием мореходства и обеспечением безопасности судоходства в Беринговом море», что, разумеется, невозможно без тесного взаимодействия с федеральными органами Соединенных Штатов. Основал МХАК отставной офицер береговой охраны США, которая является структурным подразделением национального министерства внутренней безопасности. В ходе поездки на Камчатку Пол Фуз зондировал возможность создания российско-американского Совета Беринговоморского и Тихоокеанско-Арктического регионов. Идею создания такой организации генерировали на 24-м заседании Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РАТОП). Также Пол Фуз информировал камчатских собеседников о планах Морской биржи Аляски по строительству на острове Адак в Алеутском архипелаге порта, нацеленного на обработку контейнеров для транспортировки по Северному морскому пути. Стоимость проекта оценивается в 110 миллионов $. Почетный президент МХАК интересовался ходом реализации аналогичного проекта на Камчатке. При этом он подчеркивал, что оба порта могут не конкурировать, а сотрудничать на Севморпути. Пол Фуз не скрывал, что о результатах своей поездки он намерен сообщить американскому консулу во Владивостоке. Можно предположить, что через него официальные власти США прощупывают возможность более тесного сотрудничества с Россией в Арктике и Северной Пацифике, очевидно, что не в ущерб собственным национальным интересам.

Северный морской транзитный коридор или Национальная арктическая транспортная линия?

Однако вернемся к заседанию общественной комиссии по СМП на Восточном экономическом форуме. Говоря о заключении с иностранными партнерами соглашения о сотрудничестве в развитии Северного морского транзитного коридора, генеральный директор «Русатом Карго» Александр Неклюдов отметил, что его концепция предполагает «создание портов-хабов на северо-востоке и северо-западе России для консолидации грузов существующим фидерным флотом для дальнейшей перевозки через акваторию СМП».

Нашим читателям концепция Северного морского транзитного коридора больше знакома под названием Национальная арктическая транспортная линия. Николай Пегин так пояснял принципиальные отличия НАТЛ от Севморпути: «Национальная арктическая транспортная линия представляет собой более широкое понятие. Она предполагает формирование и развитие комплексного инфраструктурного проекта по организации международной судоходной артерии с конкретными точками входа и выхода: в Мурманске, Архангельске, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – на западе и Камчатского транспортного узла – на востоке, а также создание опорных портов на арктическом побережье РФ. То есть речь идет не о географическом понятии, а о сложной логистической структуре, выступающей конкурентной альтернативой традиционным транспортным мостам между Азией и Европой, между Тихим и Индийским океанами».

Первыми эту концепцию взяло на вооружение ПАО «НОВАТЭК». В настоящее время оно ведет активную подготовку к строительству в бухте Бечевинской морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа. К берегам Камчатки его будут доставлять танкеры ледового класса. До конечных потребителей в Японии, Кореи, Китае и других странах голубое топливо проследует в газовозах, предназначенных для судоходства в тропических и умеренных широтах. В реализации проекта в бухте Бечевинской намерены участвовать и зарубежные инвесторы. Для строительства СПГ-терминала потребуется около 110 миллиардов рублей.  

Глава ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон уверен, что такая логистическая схема позволяет снизить затраты на логистику и одновременно ускорить доставку СПГ азиатским покупателям. К середине следующего десятилетия «НОВАТЭК» планирует перевозить по СМП в год более 46 миллионов тонн сжиженного природного газа.

Прямой реализацией концепции НАТЛ представляется и заключение между Камчатским краем и Ленинградской областью соглашения о контейнерных перевозках по СМП. В развитие договоренностей между главами регионов Корпорация развития Камчатки и ООО «Приморский универсально перегрузочный комплекс» на V Арктическом международном форуме весной текущего года подписали меморандум о сотрудничестве между сторонами в создании на восточном побережье полуострова «Камчатского контейнерного терминала Северного морского пути».

Общество с ограниченной ответственностью намерено построить на восточном побережье полуострова порт-хаб для переработки контейнерных грузов, следующих по СМП. Инвестиции в проект оцениваются в размере 60 миллиардов рублей. Аналогичный порт Приморский универсально-перегрузочный комплекс планирует построить, в полном соответствии с концепцией НАТЛ, в Мурманской области. Там уже завершается подготовка проектной документации. По камчатскому контейнерному  терминалу ООО ведет переговоры с ПАО «НОВАТЕК» о совместном базировании в бухте Бечевинской.

Авторство в разработке принципов НАТЛ принадлежит Правительству края и, прежде всего,  главе региона Владимиру Илюхину, а также Николаю Пегину, возглавлявшему тогда Корпорацию развития Камчатки. Они сумели обосновать и доказать целесообразность и экономическую рентабельность концепции, окончательно сформировав её еще в 2015 году.

Вместо заключения…

Событийный календарь первого осеннего месяца предусматривает еще одно  событие, на котором предстоит предметно рассмотреть направления развития Северного морского пути. 12 сентября в Санкт-Петербурге откроется XII международный форум «Транспортный потенциал». В его работе примет участие заместитель председателя Правительства края, руководитель совета директоров Корпорации развития Камчатки Юрий Зубарь. Планируется его выступление на одной из сессий форума, где предстоит рассмотреть развитие грузоперевозок по СМП.

Юрий Зубарь расскажет о потенциале Камчатки в реализации этой задачи, имеющей для страны стратегический характер. Судя по всему, степень интенсификации развития полярной логистики во многом определит характер и тенденции социально-экономического развития Камчатки на ближайшее десятилетие, а также векторы интереса к ней со стороны внешних и внутренних инвесторов.

Владимир Слабука

Источник: kam24.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.