Списывания, секретный груз и «угадайка»: ЕГЭ отмечает первый юбилей

В 2019 году система сдачи ЕГЭ для выпускников 11-х классов отмечает свое первый десятилетний юбилей. О том, как за эти годы изменился экзаменационный механизм, к чему привело его внедрение и что повлияло на отношение учеников и преподавателей к новой системе образования в России, выяснял корреспондент DEITA.RU.

Основная претензия к ЕГЭ от учителей и родителей — то, что эта система «отупляет» молодое поколение, снижает творческое мышление и заставляет учащегося играть в «угадайку» при выборе правильного ответа. Нельзя не сказать и о том, что преподаватели, учащиеся и их родители в первые годы работы ЕГЭ в один голос требовали отказаться от новоиспеченной экзаменационной системы — подписывали соответствующие петиции, обсуждали эту проблему в телевизионных студиях и пытались достучаться до самых верхних кабинетов министерств. Несмотря на такое жесткое неприятие со стороны общественности, в первые годы система зарекомендовала себя как надежный механизм по оценке знаний — уверены в Министерстве образования и науки России. На данный момент к сдаче обязательных предметов для получения аттестата относятся русский язык и математика, однако через 3 года планируется ввести еще и иностранные языки.  

Стартовая прямая:

«Самый первый тестовый вариант ЕГЭ проводили еще в 2001-м и то не по всей России. Около 20 тысяч школьников из Чувашии, Якутии, Марий Эл, а также Ростовской и Самарской областей приняли участие в этом проекте, и вплоть до 2007 года представители Министерства образования и науки формировали фундамент нового экзамена», — поделилась мнением бывший педагог общеобразовательного учреждения из Приморья Лидия Соловьева.

К слову, разработкой всего проекта ЕГЭ занимался департамент общего и дошкольного образования Минобразования России, точнее — специальный отдел, состоящий из молодых кадров с фундаментальными знаниями в области информационных технологий. По словам экспертов,  на всех этапах становления и внедрения этого проекта представители старшего поколения научного сообщества не только по разным причинам критиковали работу молодых специалистов, но и осуждали саму идею внедрения ЕГЭ.

Планомерное развитие

Уже в 2005-м для оценки результатов экзаменов в Минобрнауки предложили использовать компьютеры, принтеры и сканеры, а также серверное оборудование. С 2007-го технология проверки бланков сдающих стала работать во всех общеобразовательных учреждениях в штатном режиме.  

Новый этап ЕГЭ ознаменовался 2009 годом: именно тогда поступление в вуз напрямую стало зависеть от количества баллов, полученных выпускником на экзамене. «С этого момента получение аттестата без сдачи ЕГЭ стало невозможным, и именно в этот период множество чиновников различных рангов стали вмешиваться в экзаменационные процессы. Тогда во время сдачи русского языка и математики работало правило +1. Иными словами, получение баллов, равных тройке в школьном аттестате, автоматически приравнивалось четверке. В 2010-2011 годах под руководством тогдашнего президента России Дмитрия Медведева были исключены вопросы с выбором одного из вариантов ответа по математике, добавлены задания по написанию эссе и сочинения русскому языку, а также проведен эксперимент ЕГЭ по сдаче информатики на компьютере», — добавила Лидия Соловьева.

Скандалы и ужесточение контроля

Во время проведения очередного единого госэкзамена в июне 2013 года в Минобрнауки стала поступать информация об утечке экзаменационных материалов — сначала по русскому языку, а потом и по другим предметам. В результате щекотливой ситуации тысячи школьников по всей стране еще до начала экзаменов знали, какие вопросы им попадутся, и успели заранее подготовиться. Эта оплошность заставила Рособрнадзор ужесточить меры проведения ЕГЭ — доставкой экзаменационных материалов теперь стали заниматься организации по перевозке особо секретных грузов, все пункты проведения ЕГЭ оснастили камерами видеонаблюдения, а также стали привлекать больше общественных наблюдателей в пункты проведения экзаменов.

К чему все это привело

Преподаватель русского языка и литературы лицея ДВФУ, член экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку Ирина Волошина поделилась своим мнением по поводу целесообразности проведения ЕГЭ: «Честно признаюсь, что спустя 10 лет к этому механизму привыкли и ученики, и преподаватели, и родители. Я знаю нескольких ребят из деревень, которые после ЕГЭ поступили в Москву и Санкт-Петербург, и очень сомневаюсь, что у них бы это получилось после сдачи обычных госэкзаменов. Кроме этого, могу сказать, что в экспертной комиссии сегодня подделать ответы невозможно. Каждую работу проверяют два разных преподавателя, которые могут находиться даже в разных помещениях».

«Действительно, к системе ЕГЭ мы уже давно привыкли. Но вот подготовка к экзамену — это какое-то мучение. В школах учителя напрямую говорят, что не могут натренировать детей на высокие баллы, и советуют обращаться к репетиторам. Получается, что создали такую экзаменационную машину, которой не соответствует уровень образования в стране», заявила мама 11-классника Виктория Сергеева.

«Лично я готовлюсь с помощью бесплатных вебинаров — сегодня в интернете есть огромное количество видео с подробными разборами заданий, нужно только терпение и усидчивость. Для меня и моих родителей это сам дешевый и надежный вариант. Знания, полученные в школе, мне совсем не помогают, а денег на репетиторов в семье нет» — рассказала выпускница этого года Алина.

Стоит отметить, что за десятилетие функционирования ЕГЭ россияне не перестали скептически относиться к новому методу оценки знаний. До сих пор не утихают споры по поводу качества образования молодежи под влиянием единого госэкзамена, при этом общий настрой в этом вопросе остается неоднозначным для всего населения страны.

Максим Низкодубов

Источник: deita.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.